Внеурочная деятельность

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МБОУ «ЛИЦЕЙ №46»

Воспитательная система лицея охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами лицея.

Цель воспитательной системы – создание условий для развития свободной, талантливой, нравственной и физически здоровой личности ребенка, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной деятельности.

Задачи:

1. Изучать потребности обучающихся, их интересы, стремления и желания;

2. Организовывать деятельность обучающихся в следующих сферах:

  • познавательной
  • игровой
  • спортивной
  • творческой
  • коммуникативной
  • досуговой
  • общественно-организаторской
  • допрофессиональной

 

Основные направления воспитательной деятельности в лицее:

 

1. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, мир, Земля. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.

2. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.

3. Развитие клубной и досуговой деятельности – особой сферы жизни учащихся.

4. Развитие игровых видов деятельности, открывающих большие возможности для самопознания детей.

5. Развитие школьного самоуправления с целью формирования активной жизненной позиции обучающихся, их организаторских способностей, навыков самоанализа и самоконтроля.

6. Приобщение детей  к культуре предков, возрождение народных традиций, формирование и укрепление школьных традиций.

 

Структура воспитательной системы в лицее

Концепция воспитательной системы лицее реализуется на основе организационно-деятельностной игры  «Ступени взросления»

 

Начальное звено

1 – 4 классы

Среднее звено

5 – 8 классы

Старшее звено

9 – 11 классы

Игра-путешествие «Солнечная республика»

Программа «Радуга»

Программа

«Стать человеком»

 

I ступень 1 – 4 классы (начальное звено)

 

Игра-путешествие «Солнечная республика»

 

Игра дает установку на формирование целостного взгляда ребенка младшего возраста на окружающий мир, ориентирована на усиление внутригрупповой сплоченности, создание благоприятной эмоциональной атмосферы, максимальное раскрытие каждого школьника.

Главные идеи:

1. Научить детей любить, понимать, прощать, помогать другим людям.

2. Помочь детям понять, что они не просто школьники, у них еще свои заповеди и правила, которые они должны научиться выполнять каждый сам и вместе со своими товарищами, помогая друг другу.

 

Цель игры: Помочь ребятам в освоении нравственных ценностей, новых социальных ролей, накопление опыта самодеятельности и самоорганизации.

 

Задачи:

Воспитание честности, смелости, чувства товарищества, воли, настойчивости в достижении цели, неприятия зависти, лживости и хвастовства.

Формирование потребности активно работать на благо всего «города» и для собственного развития.

 

Формы организации работы:

Каждый классный коллектив – «Город», который имеет свое название:

1 класс – Цветочный, Земляничный, Радужный, Светлячок.

2 класс – Фруктовый, Изумрудный, Почемучек, Мастеров.

3 класс – Фантазеров, Звездный, Робинзонов, Лесная сказка.

4 класс – Веселых человечков, Музыкальный, Дружный, Сказочный.

 

Во главе классного коллектива стоит командир, который входит в «Совет малышей» лицее.

«Совет малышей» лицее координирует и подводит итоги участия классных коллективов в игре-путешествии.

Руководит «Советом малышей» координатор детского движения лицея.

В каждом «Городе» есть свои:

  • «пончики» - питание в столовой;
  • «знайки» - учебный сектор;
  • «пилюлькины и медуницы» - сантройки;
  • «торопыжки» - спортивный сектор;
  • «винтики и шпунтики» - трудовой;
  • «гусли» - культмассовой сектор;
  • «тюбики» - художественно-оформительский;
  • «кнопочки» - книголюбы;
  • «цветики» - цветоводы.

Жители «Солнечного города» работают по 4-м направлениям:

  • I четверть – Я и Мир знаний;
  • II четверть – Я и Человек
  • III четверть – Я и Отечество
  • IV четверть – Я и Природа

 

Для игры в каждом классе-городе оформляется красочный уголок, ведется дневник путешествия.

Девиз «Солнечной республики»: «Дружною семьею мы в городе живем. Отдыхаем, трудимся, песенки поем».

 

Песня жителей «Солнечной республики»

 

В Солнечной Республике жителей полно,

Каждый знает роль свою и уже давно.

С поручениями все, занятость у нас везде –

Это право каждому дано.

 

Припев:  Город наш, город наш,

Детская мечта.

Нас зовут с тобой в дорогу приключения.

Город наш, город наш.

И никто другой.

Очень много светлого связано с тобой.

 

Все по правилам у нас,

Ведь законы есть.

Каждый житель знает их,

Может их прочесть.

Ну, а с городом давно – и в походы, и в кино,

Впрочем у нас всякого полно.

 

Игра-путешествие «Солнечная республика» заканчивается на выходе в среднюю школу. Дела классного коллектива – «города» соответствуют плану воспитательной работы класса, лицея.

В каждом классе-городе периодически проходит чередование творческих поручений (Ч.Т.П.)

«Пилюлькины и медуницы» - заботятся о внешнем виде товарищей, о сменной обуви, заботятся о выполнении санитарно-гигиенического режима.

«Кнопочки» - заботятся о сохранности учебников, поддерживают связь с библиотекой, знакомят товарищей с интересными книгами, устраивают книжные выставки, собирают библиотеку для класса, ведут «книжную больничку».

«Знайки» - проводят викторины, помогают учителю готовить классные часы, устные журналы, конкурсы. Помогают отстающим, ведут рубрику в классном уголке «Это интересно», или «Клуб любознательных».

«Торопыжки» - подготавливают серии упражнений и проводят физкультминутки, заботятся о том, чтобы ребята делали утреннюю зарядку, помогают учителю проводить спортивные игры, праздники.

«Винтики и Шпунтики» - дежурят по классу, обеспечивают чистоту в помещении, заботятся о порядке на переменах, ремонтируют мебель, помогают организовать учителю трудовые субботники.

«Гусли» - находят, придумывают и проводят познавательные и подвижные игры, вместе с учителем придумывают интересные, увлекательные классные мероприятия, в том числе с участием родителей, обучающихся старших классов.

«Тюбики» - совместно с «Гуслями» готовят творческие поздравления с днем рождения, рисуют открытки, пишут стихи, проводят конкурсы рисунков на разные темы, занимаются украшением класса к праздникам.

«Цветики» - заботятся о цветах, растениях в классе, ведут календарь погоды, участвуют сами и привлекают товарищей в операциях по защите природы.

«Пончики» - дежурят по столовой во время питания класса, помогают учителю вести учет питающихся, заказывают обеды в столовой.

 

Праздники.

Сентябрь – прием первоклассников в игру «Солнечная республика».

Октябрь – посвящение первоклассников в лицеисты.

Декабрь – новогодние праздники.

Февраль – «Сильные, ловкие, смелые» - соревнования, конкурсы.

Апрель – конкурс «Маленькая красавица».

Май – выпускной праздник для учащихся 3-х (4-х) классов «Из года в год, из класса в класс ведет неслышно время нас…».

 

Открытие I научно-практической конференции младших школьников, 2003 год Традиционный праздник «Звезды гимназии», 2005 год 
Выступление на II научно-практической конференции младших школьников. Хорошилов Вадим, 4Б, 2004 год Праздник в начальной школе «Путешествие по сказке»
             

II ступень – среднее звено (5 – 8 классы)

 

Вся внеклассная работа лицея с учащимися 5 – 8 классов планируется по программе «Радуга».

Цель: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

Объективно и закономерно, что каждый ребенок стремится не просто к объединению, а к общению, взаимодействию и взаимопониманию с теми, кто разделяет его интересы и занимается той деятельностью, которая наиболее близка ему по духу, отвечает его возможностям и склонностям. Программа «Радуга» поможет каждому школьнику познать и улучшить окружающий мир, вырасти достойным гражданином своего Отечества.

 

Девиз программы: «Семь цветов у радуги – семь дорог у нас»

 

1-я дорожка «Судьба России – моя судьба» - предполагает воспитание любви и уважения к своей стране, своему Отечеству, гордости за свой родной край, знание истории и традиции своей малой родины. Школьники оказывают посильную помощь ветеранам войны, ухаживают за памятниками, занимаются поисковой работой.

2-я дорожка – «Ученье – свет, а неученье – тьма». Основное содержание – приобретение знаний как условие нормальной жизнедеятельности в современном мире.

3-я дорожка – «Заботимся о младших, помогаем старшим». Задача дорожки – воспитание доброты, чуткости, внимания. Возрождается шефство старших школьников над младшими. Проводятся операции «Забота», «Милосердие».

4-я дорожка – «Из тысячи планет – Земли прекрасней нет». Включение учащихся в экологическую и трудовую деятельность.

5-я дорожка – «Красота спасет мир». Содержанием этого направления является развитие творческих способностей и талантов детей, сохранение памятников старины.

6-я дорожка – «Спорт любить – здоровым быть». Физическое развитие, закаливание, вовлечение в массовый спорт, туризм.

7-я дорожка – «Умелые руки не знают скуки». Главной задачей является развитие технического творчества, раскрытие талантов и способностей учащихся.

 

Каждый классный коллектив включается в программу «Радуга». Руководит и подводит итоги игры-путешествия «Совет друзей», в состав которого входят по одному представителю от каждого классного коллектива.

В классных коллективах есть свои традиции: сборы, огоньки, дни именинника, дни здоровья, разговор при свечах и др.

 

Победители гимназического конкурса «Класс года», 5А, 2006 год Русский народный обрядовый праздник «Заклинание весны», 6А, 2006 год  
Русский народный обрядовый праздник «Спас», 6Г, 2007 год Гимназический праздник «Я горжусь тобой, Россия!», Стихотворение читает Кабанков Артем, 9А, 2007 год

 

III ступень – старшее звено (9 – 11 классы)

 

Программа «Стать человеком»

 

Цель: установление и регулирование межличностных отношений, формирование и развитие нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.

В программу «Стать человеком» входят следующие блоки:

«Учение» - завершение базовой общеобразовательной подготовки, развитие интеллектуального потенциала, воспитание сознательного, активного интереса к знаниям: марафон знаний, разнообразные интеллектуальные конкурсы «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы», конкурсы во время предметных декад, литературно-музыкальные гостиные, районные, городские, областные олимпиады по предметам, факультативы, спецкурсы, предпрофильная и профильная подготовки.

 

«Общение» - установление и регулирование межличностных отношений в среде старшеклассников, построение оптимальных взаимоотношений: учитель-ученик, учитель-родитель, родители – ученик, ученик – ученик, помощь обучающимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом, содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата коллектива, ориентирование на деятельность человека как стратега своей настоящей и будущей жизни. Курс «Я и все-все-все» (тренинговые занятия по формированию социальных навыков), уроки нравственности: «Путешествие в мир человеческой индивидуальности», «Мир юности», «Свет отчего дома», «Не опоздать бы с добротой», «Поговорим, подумаем, поспорим», «Пока горит свеча» и др.

День культуры, день доброго общения «Давайте говорить друг другу комплименты», танцевальные вечера (дискотеки), День самоуправления, Последний звонок, Выпускной вечер.

 

«Досуг» - помогает формированию нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности: осенний бал, Неделя искусств, конкурс «Звездный дождь», бал «Весенняя капель», классные огоньки «Под знаком Зодиака», конкурс «Сам себе режиссер», литературно-музыкальная гостиная, День учителя, 8 марта, соревнования «Добры молодцы», встречи с ветеранами войны, интересными людьми, субботники по благоустройству школьной территории, участие в работе кружков, школьных объединений.

 

«Образ жизни» - формирование жизненной позиции, развитие способностей к индивидуальному жизненному выбору, то есть к самоопределению, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям.

Формирование конкурентноспособной личности. Формирование специальных социальных знаний – экономических, юридических, психологических: курсы «Экономика», «Психология», «Программирование», «Право», «Профессиональная ориентация».

 

«Здоровье» - формирование здорового образа жизни, рациональной организации учебного процесса, труда и отдыха, устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.

Пропаганда здорового образа жизни, занятие физической культурой и спортом в секциях, клубах, участие в спартакиадах, конкурсах, Днях здоровья, туристических слетах, обучение рациональным способам учебного труда, навыкам самостоятельной работы, ориентация старшеклассников на ежедневные занятия физической культурой и спортом, встречи со специалистами медико-психологической службы.

 

В процессе включения в программу «Стать человеком» формируются традиции:

1.      «Первосентябрьский калейдоскоп»

  • праздник для первоклассников «Все начинается со школьного звонка»;
  • веселые и серьезные уроки «Азбука школьной жизни» для учащихся 2-х классов;
  • «Я расту и мы растем» - праздники для учащихся 3-х и 5-х классов;
  • уроки-встречи школьных друзей «Класс любимый, здравствуй», «Мы рады первой встречи с вами»;
  • уроки раздумий и размышлений «Вступая в новый учебный год», «На пороге взросления»;
  • урок вне расписания «Давай поговорим о нас с тобой»;
  • урок воспоминаний «С первого по одиннадцатый», урок сочинение-размышление «Уходя из школы, я хочу сказать…», «Хоть немного тепла унести с собой», «Во взрослую жизнь собираясь».

 

2. Акция «Найди себя» (дни внешкольника)

Лицей на 2 недели превращается в необычную Страну Увлечений. По лицею расклеены рекламы, зазывающие обучающихся стать участником каких-либо кружков, объединений, секций, факультативов – как в стенах лицея, так и во внешкольных учреждениях района, города. Работает «Рекламное бюро», которое знакомит обучающихся (классные коллективы) с интересными, увлекательными кружками и учреждениями.

 

3. Классные часы общения:

«Пока горит свеча» - вечер общения с одноклассниками, где можно поговорить о чем угодно, рассказать о своей мечте, спеть под гитару любимые песни.

 

«Поговорим, подумаем, поспорим» - темы для разговоров, раздумий и споров - самые разные:

  • о проблемах школьных и личных;
  • об идеалах и ценностях – истинных и ложных;
  • о категории Добра и Зла;
  • о жизни и ее смысле;
  • о том, как научится управлять своими эмоциями;
  • о том, как выходить из конфликтных ситуаций;
  • о том, как сделать себя и других людей счастливыми;
  • что значит, быть современным.

 

«Вечер вместе» - мероприятия, на которых подростки и старшеклассники встречаются с родителями, ветеранами, другими интересными людьми. Это вечера-портреты, творческие вечера «Романса трепетные звуки», «Мир наших увлечений», «Когда мы были молодыми». Эти вечера несут в себе идею сближения поколений.

 

«Путешествия к истокам». Это беседы на разные темы: «К истокам старины глубокой», «К истокам самопознания», «К истокам родной культуры», «К истокам красоты родного края», «К истокам красоты родного языка, большой поэзии, музыки, родной природы» и т.д.

 

4. Праздники лицея. Танцевальные и музыкальные вечера, День защитника Отечества, День учителя, Международный Женский праздник, Новый год, «Посвящение в лицеисты», «Маленькая красавица». Организуются концертные программы – поздравления, конкурсы, эстафеты и др.

Итоговый праздник «Звезды лицея», на котором награждаются победители в номинациях: «Класс года», «Гордость лицея», «Надежда лицея», «Таланты лицея», «Олимпийские резервы», «Активисты лицея», и, конечно же, определяются «Звезды лицея».

 

5. Классные огоньки «До новых встреч», посвященные окончанию учебного года. Праздники прощания с начальной школой. Праздник «Последний звонок». Выпускные вечера 9-х, 11-х классов. Выставки творческих работ.

  

Открытие XI научно-практической конференции старших классов, 2005 год  Традиционный праздник «Звезды гимназии», 2006 год
Школа актива для обучающихся 9-11 классов, октябрь, 2007 год Стенгазета актива гимназии «Штангенциркуль»
Педагогический отряд НФИ КемГУ «Стимул» на открытии школы актива в гимназии, 2007 год «Давайте, познакомимся!». Школа актива, 2007 год

 

Роль классного руководителя в процессе воспитания

 

Классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции:

- организует разнообразную деятельность в классе;

- заботится о развитии и здоровье ребенка;

- помогает обучающимся в решении возникших проблем.

 

Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

В воспитательной работе классного руководителя следует выделить три главных направления:

1.      Непосредственное воздействие на ученика:

изучение индивидуальных способностей, его развития, окружения, интересов;

программирование воспитательных воздействий;

реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы.

 

2.      Создание воспитательной среды:

сплочение коллектива;

формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

включение обучающихся в разные виды социальной деятельности;

развитие детского самоуправления.

 

3.      Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:

социальная помощь семье;

взаимодействие с педагогическим коллективом;

коррекция воздействия средств массовой информации;

нейтрализация негативных воздействий социума;

взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

 

Классный руководитель обязан постоянно совершенствовать свои умения, знания, навыки, владеть современными методами воспитания детей.

Методическую помощь классным руководителям в лицее оказывают педагогические советы, научно-методический совет, МО классных руководителей, совещания, консультации, курсы переподготовки в ИПК.

В лицее в помощь классным руководителям разработан ряд программ: «Здоровье», «Учение», «Досуг», «Общение», «Образ жизни», «Профессиональное самоопределение учащихся», «Россия – Родина моя», «Школа для родителей».