Библиотека

 В образовательном процессе лицея значительное место отводится библиотеке. В ее фонде 68600 экземпляров художественной, научно-популярной, научно-педагогической и методической литературы, богатый выбор справочников, словарей, ежегодная подписка периодических изданий, полный комплект приложений к газете «Первое сентября», имеется видеотека с фильмами по предметам, создается электронный каталог. Есть читальный зал с видеосистемой и музыкальным центром.

Материальная база библиотеки, профессиональная компетентность ее сотрудников позволяет проводить большую работу по формированию у обучающихся навыков самостоятельной работы с печатными изданиями и развитию интереса к чтению, что стимулирует познавательную активность школьника.

Методическая литератураВ нашей библиотеке традиционно проходят занятия, направленные на воспитание информационной культуры детей. И помогают этому библиотечные уроки: «Твои первые энциклопедии», «Структура книги», «Периодика для младших школьников».

 

Цель таких уроков: формирование навыков самостоятельной работы с книгой. В ходе уроков мы ставим такие задачи:

- познакомить детей с понятием «энциклопедия», «справочник», «справочный аппарат книги»

- научить детей эффективно работать с печатными изданиями

- быстро находить необходимую информацию.

     Какие же приемы используем мы для развития интереса к чтению у детей? Прежде всего – это игровые приемы. Игра – это один из способов познания окружающего мира, один из основных видов деятельности, особенно значимый в детском возрасте. Игра основывается на свободном творчестве, вызывает у обучающихся положительные эмоции, активизирует их деятельность, помогает превратить библиотечный урок в увлекательное занятие, повышает интерес к книге.

     Убедившись на практике, что игровые приемы сПериодические изданияпособствуют развитию интереса к чтению у детей, мы стали активно их внедрять в работу по воспитанию информационной культуры.

      Приведем пример наиболее удачных, на наш взгляд, игровых приемов на библиотечных уроках.

 

  • Игра «Детективы»

Игра проводится в конце занятия, когда дети получают знания, определенные программой обучения информационной культуре. Для выполнения игрового задания для учеников оформляется выставка книг, которая помогает справиться с полученным заданием. Библиотекарь наводящими вопросами помогает играющему, если возникают трудности в выполнении задания. После выполнения задания «детективы» обсуждают выбранный путь поиска, находят оптимальный вариант выполнения задания.       

Фонд читального зала Примерные задания для игроков.

  Найдите книгу, в которой расположена следующая статья …

  Потерялась книга, особые приметы: переплет …, в книге … страниц, на иллюстрациях изображены …, текст часто заставлял смеяться многих детей, читавших книгу.

  Узнайте, кому принадлежит следующее изречение  «……». 

 

  • Игра «Издатели»

Игра требует определенных материальных затрат на копирование или сканирование статей из источников, которых нет в библиотеке, но содержащих информацию, необходимую школьникам. В библиотеке созданы тематические папки с откопированными и отсканированными статьями, которые используются не только для проведения библиотечных уроков, но и для подготовки домашних заданий.

 

Задания для игроков.

Из откопированных или отсканированных статей собрать книгу или журнал, объяснить, по какому принципу создали данное издание.Создать справочный аппарат к сборнику откопированных статей.

 

  • Игра «Аналитики»

Для игры потребуются: Электронный библиотечный каталог

- небольшие литературные или учебные  тексты с пропуском слов;

- тексты, набранные на левой стороне листа с широким чистым полем справа;

- вырезанные статьи с наклеенным с боку чистым листом бумаги.

Детям объясняется суть игры: «Когда мы читаем текст, мы его анализируем, отмечая наиболее удачные и точные определения автора, наиболее яркие мысли, определяем для себя наиболее важную информацию. Кто-то это делает лучше, кто-то хуже, а вот тех, кто это делает всегда и правильно, называют человеком с аналитическим складом ума или аналитиком. Проверим, какие мы аналитики».

       

Примерные задания для игроков.

Вставьте пропущенные, по вашему мнению, слова в тексте.

Сделайте пометки на полях, отметив наиболее яркие, интересные, необходимые для вас слова в тексте.

 Библиотечный урок. Проводит заведующая библиотекой КУДЕЛИНА Ольга Сергеевна

После выполнения игрового задания, следует сравнить вставленные слова с текстом оригинала, обсудить  оба варианта текста, поговорить о содержании пометок на полях, насколько они полно раскрывают суть текста, помогают в дальнейшем его анализе.

Ожидаемые результаты от применения игровых приемов обучения:

- более прочное усвоение полученных на уроках знаний

- усвоение навыков работы с книгой в интересной для учащихся форме

- развитие интереса к чтению текстов

- более глубокий анализ прочитанного, осмысление текста.

Все это в конечном итоге способствует развитию интереса к чтению.

Практика показывает, что чтение книги становится для ребенка не только механическим считыванием информации, но процессом творческим. Творческий подход к любой деятельности делает ее наиболее привлекательной и интересной.   Исходя из этого, в процессе проведения библиотечных уроков, мы даем детям и творческие задания, основная цель которых:

- научить ребенка вникать в суть прочитанного

- развивать интерес к стилевым особенностям произведения

- способствовать  развитию интереса к книгам определенного автора.

Примерные творческие задания, которые даются ученикам на библиотечных уроках.

Составьте содержание текста.

Составьте толковый словарь к тексту, содержащий наиболее, на ваш взгляд, интересные или малопонятные слова.

Творческий конкурс сочинений о самом смешном произведении Н.Носова.

Кроме того, активно используются такие формы занятий, как литературное кафе, вечер поэта. Ежегодно проводятся конкурсы «Самый читающий класс», «Самый активный читатель», цель которых – выявить и поощрить активных читателей.Тематические выставки

В целях привлечения детей в библиотеку проводится неделя детской книги. Дети знакомятся с книгами-юбилярами, писателями-юбилярами, новинками детских книг, участвуют в викторинах по произведениям, встречах с поэтами города Новокузнецка.

В течение года работают различные выставки, посвященные писателям, книгам, а также знаменательным датам и праздникам: «Кузбасс – наш край родной», «Государственная символика», «Мир природы», «Дорогим хозяюшкам», «Вам, почемучки», «В мире прекрасного», «Выбери дело по душе».

В связи с введением информационных технологий в образовательный процесс лицея в библиотеке появились игры и конкурсы с использованием компьютера. Чтобы вызвать у школьников интерес к прочтению определенного произведения, на монитор выводится самый интересный отрывок из данного произведения или часть текста, которая обрывается на самом интересном месте, и т.д. Ниже дается задание «Найди продолжение в «…», либо текст заканчивается вопросом «Что помешало герою (героям) добраться до N?», «Чем закончился день Пети?», «Какое событие изменило жизнь мальчика?» и т.д.

Задания могут быть самые разнообразные в зависимости от возраста обучающихся и произведения. Они могут иметь соревновательный характер.

Наличие в лицее Интернета позволяет использовать Интернет-библиотеки как обучающимся, так и педагогам.

Применение современных информационных технологий наряду с традиционными формами работы способствует формированию у обучающихся навыков работы с периодической печатью, развитию интереса к чтению, стимулированию познавательной и творческой активности школьников и педагогов. Результативность этой работы подтверждается тем, что  услугами библиотеки ежедневно пользуются 80-100 детей и педагогов, 95% обучающихся являются ее читателями.